Креативный идеализм является философской основой религиозной веры в наивысшую ценность человека. Коренные идеи креативного идеализма изложены Богом в тексте Креативный идеализм раздела Осмысление Священного писания 1).
Креат. 4-7; Диал. 38, 42; Рит. 9.2.2)
Креативный идеализм 3) - философская концепция идеалистического направления, система взглядов на развитие, человека и общество, бытие, сознание, объективное и субъективное. К. лежит в основании теологии человека.
В соответствии с К., каждый человек так или иначе стремится к развитию – достижению совершенства, или идеала во внешнем (объективном) и внутреннем (субъективном) мире. Мерой совершенства являются убеждения человека, уровень культуры. Объективная и субъективная реальности взаимосвязаны и одинаково важны для человека. Природа осознается и потому вмещается в сознании, как часть субъективного бытия; хотя сознанию присуща и способность творить себя, созидать субъективное совершенство. Сознание существует как природный процесс (часть объективного бытия), позволяющий человеку в сочетании с другими природными процессами влиять на окружающий мир и других людей, созидать объективное совершенство.
К. основан на принципах: взаимосвязи идеального с материальным; развития через творение (творческого развития).
Из этих принципов в К. выводятся принципы бытия (три основных закона развития): закон идеализации сущего; закон осуществления идеального; закон идеализации идеального.
К. предлагает доказательства существования Бога как абсолютного совершенства, идеальной личности и творца бытия4); шесть этапов развития личности (идеальный антропологический цикл) и шесть этапов цикла развития общества (идеальный социальный цикл); философское осмысление антропологического и социального характера вероучения традиционных и новых религий.
К. является рациональной альтернативой диалектическому материализму, что объясняется дуализмом материального и идеального. Субъективно, человеческое стремление к развитию – это путь творения и созидания. Однако несовершенство объективного мира (частью которого являются наши бессознательные, в т. ч. недобрые побуждения) противодействует созидательному стремлению к развитию, принуждает человека бороться за совершенство. Таким образом, объективной реальностью развития является борьба противоположностей, мыслимых как совершенство и несовершенство; в то же время субъективной реальностью развития является творение (созидание, творчество, креативность). Принципы и законы К. не опровергают, но дополняют и отражают законы развития в диалектическом материализме. Усматривая противоположности и их борьбу в сущем, мы идеализируем сущее. Переход количественных изменений в качественные мыслится как осуществление идеального. Отрицанию отрицания неизбежно сопутствует идеализация идеального.